Адабаш Ирина Леонидовна Украина г. Одесса


 

Выдающаяся лётчица-спортсменка СССР и Украины. Заслуженный мастер спорта СССР по высшему пилотажу. Лётчик первого класса, лётчик-инструктор.

Самолётным спортом начала заниматься с 1972 года в Одесском аэроклубе. Освоила более 10 типов самолётов. Налёт более 2000 часов. С 1979 года член сборной команды Украины, а с 1980 сборной команды СССР по высшему пилотажу, шестикратная чемпионка мира и семикратная чемпионка Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  • 1976 г. Мастер спорта СССР.
  • 1979 г. Дебют, бронзовый призёр Чемпионата СССР.
  • 1983 г. Абсолютная чемпионка СССР (8 золотых и 2 серебряных медали).
  • 1983 г. Мастер спорта СССР международного класса.
  • 1983 г. Орден "Знак почёта".
  • 1984 г. Дебют в составе сборной СССР (серебряный призёр в упражнениях).
  • 1985 г. Чемпионат Соцстран (две бронзовые медали).
  • 1986 г. Диплом Поля Тисандье "Лучший пилот года".
  • 1986 г. Чемпионат мира (золотая и серебряная медали, чемпионка мира в составе команды).
  • 1987 г. Чемпионат Европы (бронзовая и серебряная медали, чемпионка Европы в составе команды).
  • 1987 г. Чемпионат Социалистических стран (три бронзовые и одна серебряная медали, чемпионка в составе команды).
  • 1988 г. Чемпионат мира (одна золотая и одна серебряная медали, чемпионка мира в составе команды).
  • 1988 г. Чемпионат Социалистических стран (серебряная медаль).
  • 1989 г. Чемпионат Европы (абсолютная чемпионка, четыре золотых и одна серебряная медали, чемпионка Европы в составе команды).
  • 1990 г. Заслуженный мастер спорта СССР.
  • 1990 г. Чемпионат мира (чемпионка мира в упражнении).
  • 1991 г. Чемпионат Европы (золотая медаль).

О себе:
Я родилась 12 марта 1953 года в Измаиле Одесской области в семье капитана дальнего плавания (СПД). По рассказам родителей, на вопрос: "Кем ты будешь?" с трёхлетнего возраста отвечала, что буду лётчиком. Наверное, правда, потому что, сколько помню себя, мечта о небе присутствовала постоянно.
После окончания школы пыталась поступать в Кременчугское лётное училище, но ответили, что девочек не принимают. Когда поступила в Одесский институт связи, где-то на Пушкинской попался на глаза старый, порванный плакат о приёме в Одесский планерный клуб. Естественно бросилась на поиски оного. И нашла. Он в то время размещался на улице Воровского, угол улицы Шмидта. Но оказалось, что планеров нет уже несколько лет, вместо них самолёты. Каким чудом плакат провисел несколько лет неизвестно, но мне повезло. И с 1972 года я стала членом Одесского авиаспортклуба.
Я попала в волшебный мир авиации. Только переступаешь порог клуба и попадаешь в другое измерение. И запах! Запах кожи, парашютов, смазки, лаков (на первом этаже была авиамодельная лаборатория). А предметы! Аэродинамика нам открывает тайну полёта: почему самолёт может летать и не только горизонтально. Самолётовождение как в воздухе, не имея никаких указателей, мы все-таки попадаем из пункта "А" в пункт "Б". А конструкция самолёта и двигателя! Мы занимались в классе, где стоял настоящий самолёт. Преподаватели для нас были просто небожители. На спортсменов со стажем тоже смотрели с восхищением. И атмосфера в клубе, и уровень преподавания, и жесткие требования и отношение инструкторов к своему делу (а они почти все были практически нашими ровесниками) — всё воспитывало в нас уважение к небу, авиации, беспрекословное подчинение авиационным законам.
Поэтому все работы на аэродроме по матчасти воспринимались как важная составляющая полётов. С благодарностью вспоминаю наших инструкторов, особенно моего первого инструктора Георгия Михайловича Бушлинского и командира звена Николая Анатолиевича Никитюка, благодаря рекомендации которого меня пригласили на молодёжный сбор сборной команды СССР, где уже отбирали спортсменов в состав команды.
Мой первый самостоятельный полёт состоялся в июне 1973 года. Результаты были хорошие, поэтому за два года освоила программу четырёх лет и с 1974 вошла в состав сборной клуба.
С 1971 по 1976 годы училась в Одесском институте связи имени Попова. 1976 - 1978 годы работала мастером группы ремонта судового радиоэлектрооборудования в СДП в Измаиле. Но на лето брала отпуск за свой счёт и уезжала в Одессу летать. 1978 - 1980 годы работала электриком-наладчиком VI разряда станков с УПУ на Одесском заводе радиально-сверлильных станков. Там же на "радиалке" вступила в партию.
В 1976 году выполнила норматив мастера спота СССР. В 1979-м включили в состав сборной Украины. В её составе в 1979-м дебютировала на Чемпионате СССР по самолетному спорту и стала бронзовым призёром в упражнении. Там же была приглашена на молодёжный сбор сборной команды СССР. С 1980 года член сборной команды СССР по высшему пилотажу.
Уже войдя в сборную, стала лётчиком-инструктором. В сборной команде СССР летала с 1980 по 1991 годы. Когда развалился Союз, нас, "иностранцев", просто отчислили из состава.
За период в сборной СССР принимала участие в трёх чемпионатах Европы — 1987, 1989, 1991 годы. В четырёх чемпионатах мира — 1984, 1988, 1990 годов. Во всех Воздушных парадах в Тушино, проводившихся с 1983 по 1990 годы.
Перечисляю достижения, сверяясь с медалями. Так как на медалях УССР, как правило, год не выгравирован, то можно сказать — неоднократная абсолютная чемпионка Украины. Моё крайнее выступление на Чемпионате Украины состоялось в 2003 году. Далее участие в качестве судьи.