СМОЛИН Виктор Валентинович, Санкт-Петербург


 

Главный тренер сборной команды РФ по самолетному спорту

Дата и место рождения - 17.09.1948, г. Тосно, Ленинградская обл.

Образование – Высшее, окончил Ленинградский институт авиационного приборостроения (1973), Академию Гражданской авиации (1982).

Заслуженный мастер спорта (самолетный спорт, 1982).

Заслуженный тренер РСФСР (1990).

Заслуженный тренер России (2010)

Заслуженный пилот России.

Абсолютный Чемпион Мира 1982 г., Абсолютный Чемпион Европы 1981г., Абсолютный Чемпион СССР. Имеет более 130 золотых, серебряных и бронзовых медалей Чемпионатов Мира, Европы, других международных соревнований и Чемпионатов СССР.

В течение многих лет являлся капитаном сборной команды СССР, принимал активное участие в подготовке команды к важнейшим международным соревнованиям и подготовке молодых летчиков. Неоднократно принимал участие в летно-методических сборах руководящих кадров аэроклубов СССР в качестве инструктора.

Тренер сборной команды России с 1990 г. С 1995 года – главный тренер сборной команды РФ по высшему пилотажу.

Под руководством В.В. Смолина сборная команда России по самолетному спорту добилась уникальных результатов, что было отмечено Дипломом Международной авиационной федерации (ФАИ), В.В. Смолин награжден Золотой авиационной медалью ФАИ (The FAI Gold Air Medal).


Достижения сборной команды России под руководством Виктора Смолина


Подготовил:

  • двукратного Абсолютного чемпиона мира, Абсолютного победителя Всемирных воздушных игр по высшему пилотажу на планерах и двукратного Абсолютного чемпиона мира, пятикратного Абсолютного чемпиона Европы, Абсолютного победителя Всемирных воздушных игр по высшему пилотажу на поршневых самолетах М.Мамистова;

  • двукратного Абсолютного чемпиона мира, Абсолютного чемпиона Европы по высшему пилотажу на поршневых самолетах С.Рахманина;

  • Абсолютную чемпионку мира, двукратную Абсолютную чемпионку Европы по высшему пилотажу на поршневых самолетах Е.Климович;

  • Абсолютных чемпионов мира по пилотажу на самолетах (класс advanced) В.Попова, А.Курылева, А.Беркутова;

  • Абсолютных чемпионов мира по пилотажу на самолетах Як-52 А.Беркутова, А.Мякишева, В.Котельникова (двукратный)

  • сборную команду России по высшему пилотажу на планерах – победителя Чемпионатов Мира (1995, 1997), Европы (1996), Всемирных Воздушных Игр (1997);

  • сборную команду России по высшему пилотажу на поршневых самолетах – победителя Чемпионатов Мира (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2011, 2012, 2014), Европы (1998, 1999, 2002, 2004, 2005, 2006, 2008, 2010), Всемирных Воздушных Игр (2001);


С 1995 г. - вносит большой вклад в подготовку и проведение Чемпионатов России по самолетному спорту. Подготовил многих абсолютных чемпионов и призеров Чемпионатов России.

Вице-президент Федерации самолетного спорта России.

Член Комиссии по высшему пилотажу Международной федерации авиационного спорта (FAI).


Награды:

  • Орден “Трудового Красного Знамени” – 1983 г.;

  • Почетное звание “Заслуженный пилот Российской Федерации” – 1997 г.;

  • Орден Почета – 2002 г.

  • Медаль имени первого трижды Героя Советского Союза А.И.Покрышкина №5

  • Диплом Поля Тиссандье (The Paul Tissandier Diploma) – 1982 г.

  • Золотая авиационная медаль ФАИ (The FAI Gold Air Medal,) - 2006 г.

  • Спортивная медаль ФАИ (FAI Air Sport Medal)


Чемпионы о тренере:

Виктор Смолин – это тот человек, с которым моя жизнь в авиации связана самым теснейшим образом.

Именно благодаря ему, его победе в чемпионате мира 1982 года, я узнал больше о спортивном высшем пилотаже и связал свою жизнь со спортивной авиацией.

Именно к нему я попал в “подопечные” в 1993 году в Сборной команде России, под его руководством начал постигать тонкости “сáмого – сáмого” высшего пилотажа, и продолжаю это делать до сих пор, уже почти 19 лет.

Именно под его руководством начала создаваться в 1995 году обновленная Сборная России, тренируясь и выступая в которой, нам удалось за 17 лет стать 11 (!) раз абсолютными чемпионами мира и Европы по высшему пилотажу на самолетах и планерах и стать рекордное количество раз самой сильной Сборной командой в мире и Европе.

Поскольку высший пилотаж он знает до тонкостей, и не только видит фигуры пилотажа “снаружи”, но и чувствует их “изнутри”, то его тренерская работа позволяет спортсменам самым быстрым и эффективным образом исправлять ошибки и достигать высшего качества пилотажа.

Сочетая в себе высокие организаторские способности и уникальный тренерский талант, Виктор Смолин смог в сложнейшие для нашей страны годы не только сохранить легендарную отечественную школу высшего пилотажа, но и развить ее, создать коллектив, который работает как единое целое и добивается самых высоких результатов.

Михаил Мамистов – двукратный Абсолютный чемпион мира (2001, 2011) (один из трех, существующих в мире)


Осенью 1982 года перед входом на на аэродром ленинградского аэроклуба прямо на асфальте появилась надпись, не помню дословно, но по смыслу: «Ура, Виктор Смолин чемпион мира!!!».

Я тогда еще не был знаком с Виктором, но это отложилось в моей памяти, потому, что в этой надписи была не просто информация, констатация факта, гордость за одноклубника, но и огромное уважение. Могу сказать, что я тогда не ошибся.

Виктор уникальный человек. Я думаю, что он бы смог проявится в любой профессии, став настоящим профессионалом, и секрет этого достаточно прост: он трудоголик. Но в высшем пилотаже это воплотилось на высочайшем уровне, потому, что все сошлось в одной точке, любовь к высшему пилотажу, невероятное трудолюбие, воля, терпение, огромная энергия и тренерский талант.

Часто вспоминаю ЧМ 2003 года. ЧМ должен был проходить в США во Флориде. Денег на отправку самолетов в Штаты не было и Виктор сам, использую свой авторитет и дружеские отношения, смог организовать подготовку и выступление сборной команды России на самолетах Сухого, находящихся в частном владении американских пилотов. Мы с Михаилом Мамистовым летали на самолете Майкла Раси, который на этом же чемпионате выступал за сборную США!

Сбор перед ЧМ проходил в Аризоне в июне. Пилотажный квадрат находился в пустыне, температура переваливала за 40 градусов С и Виктор весь рабочий день проводил там. Солнце в Аризоне настолько активное, что от него не спасал даже комбинезон, а температура земли была такая, что даже через кроссовки было жарко. Вряд ли моя попытка может даже близко описать тот экстрим, через который прошел Виктор, тренируя нас к ЧМ 2003 года. Мы тогда победили командой, а я в личном зачете, но я хочу сказать, что это была победа Виктора Смолина. Без него мы просто не смогли бы участвовать. Таких примеров очень много.

Можно пытаться измерить достижения Виктора его личными спортивными результатами, или результатами его спортсменов, но мне кажется, что это все равно не передаст масштаб его заслуг. На мой взгляд, пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить людей во всем мире, которые определяют развитие высшего пилотажа как спорта и один из них, безусловно, Виктор.

Хочется отметить еще один факт, как результат работы Виктора Смолина: сборная России по высшему пилотажу, с российским тренером во главе, без легионеров на самолетах российского производства удерживает лидирующие позиции в мире в области высшего пилотажа. Разве это не повод для национальной гордости?

Хочется пожелать Виктору здоровья и дальнейших успехов, сборной команде процветания и побед, а нашей стране большего внимания к сборной команде России по высшему пилотажу, и понимания, ведь на таких как Виктор держится наша страна.

Сергей Рахманин - двукратный Абсолютный чемпион мира по высшему пилотажу (2003, 2005) (один из трех, существующих в мире)