Н.Балакин Рисунок в небе

Н. Балакин РИСУНОК В НЕБЕ


ШКОЛА ЕГОРОВА
_________________________________________________

1970 года спортсмены-летчики сборной СССР ждали с нетерпением. В Халлавингтоне (Англия) предстоял Шестой чемпионат по высшему пилотажу. Надо было освоить новую пилотажную машину Як-18ПС. На методическом сборе в Ессентуках все работали дружно, целеустремленно.
Капитаном команды был назначен Игорь Егоров. Игорь понимал всю серьезность момента. Коллективу сборной надо было решить сложную и ответственную задачу: ведь в ее составе только трое — Алексей Пименов, Валентин Пономарев и Игорь Егоров имели опыт международных встреч. Остальные — новички. Игорь во всем помогал старшему тренеру Касуму Гусейновичу Нажмудинову, делился с товарищами своим опытом. А рассказать ему было что — Игорь после чемпионата в Магдебурге не только совершенствовал свои практические навыки, но и много размышлял, занимался расчетами, значительно увеличил свой теоретический багаж. У спортсменов же команды, особенно новичков, возникло много неясных вопросов: как строить темный комплекс, как распределить внимание во время пилотажа, как укладываться в отведенное воздушное пространство? Касум Гусейнович попросил Игоря провести одно-два занятия со спортсменами и разборать все эти вопросы. Игорь постарался сконцентрировать в этих двух лекциях весь свой опыт.
Одна из лекций, прочитанных Егоровым, называлась так: «Расчет комплекса по месту и высоте».
— На соревнованиях, — говорил Игорь, — выполняются обязательные (известный и неизвестный) и произвольный комплексы. Все они должны укладываться по месту и высоте в определенных пределах. Поэтому
надо произвести точный расчет, то есть определить скорость, высоту и место выполнения первой фигуры с учетом силы и направления ветра. Приступая к тренировкам по тому или иному комплексу, спортсмен обязан знать расход высоты за каждую фигуру, расстояние, которое проходит самолет при выполнении фигур в проекции на горизонтальную плоскость, и время, затрачиваемое при различных скоростях ввода и вывода.
— Получить эти сведения, — продолжал Егоров, — можно в процессе тренировки или с помощью расчета. Расчет особенно важен для обеспечения безопасности полета. Спортсмену должны быть заранее известны разброс фигуры по месту, время, необходимое для ее выполнения, и что самое главное — перепад высоты и перегрузки, которые могут при этом возникнуть. Предварительный теоретический расчет облегчает работу в полете, позволяет большую часть внимания сосредоточить на технике выполнения фигуры.
Затем Егоров на примере одной из фигур показал спортсменам приближенный метод расчета. Для этого он нанес на доску поляру самолета, кривые располагаемых тяг, графики зависимости перепадов высот от скоростей полета на восходящих и нисходящих вертикалях и линиях восхождения и нисхождения под уголом 45 градусов к горизонту; графики зависимости среднего радиуса кривизны траектории от скорости и перегрузок; график виражей, по которому можно определить радиус, время и перегрузку установившегося виража для любой скорости в диапазоне от 140 до 280 километров в час; расчетную схему захода на пикирование.
— Посмотрите произвольные комплексы наших ведущих спортсменов и убедитесь,— говорит Егоров,— что для советской школы высшего пилотажа характерно то, что комплекс начинается, как правило, с фигуры, требующей разгона самолета до скорости, близкой к максимальной.
Существуют два способа разгона — разгон пикированием с прямой и разгон пикированием с разворота. В первом случае трудно определить момент ввода в пикирование, так как значительная часть зоны пилотирования закрыта передними частями самолета. Приходится пользоваться ориентирами, находящимися на горизонте или близко к нему. Это не совсем удобно, если учесть, что метеоусловия не всегда бывают идеальными. К тому же у спортсмена вследствие нервного напряжения порой не хватает выдержки, он начинает разгон раньше. Для того чтобы выполнить первую фигуру комплекса над определенным местом, приходится пикировать с меньшим углом, что приводит к излишней потере высоты. Оптимальный угол пикирования для захода составляет 60 градусов.
— На мой взгляд, — продолжал Егоров, — в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к заходу, разгон скорости пикированием с разворота. Чтобы выполнить этот маневр, достаточно выдержать прямую от третьего до четвертого разворота на определенном (предварительно рассчитанном в зависимости от места расположения первой фигуры комплекса с учетом силы и направления ветра) расстоянии до креста. Точность отсчета этого расстояния зависит в данном случае от количества полотнищ, которыми обозначена стрела пилотирования.
— При скоростях ввода в пикирование с разворота 160 и 200 километров в час требуется определить расход высоты, расстояние и время для нескольких значений вывода при угле пикирования 60 градусов. Вот, — показывает на доску Егоров, — расчетная схема захода. Траектория, как видите, разбита на три участка. На первом участке показан ввод в пикирование с разворота. Для упрощения расчета принято, что вначале разворот выполняется на 90 градусов с постоянной скоростью, а затем осуществляется ввод в пикирование, второй же участок — прямолинейное пикирование под углом 60 градусов, третий — вывод из пикирования.
Затем Егоров предложил всем вместе подумать, как произвести расчет несложного комплекса, состоящего из четырех фигур прямого пилотажа: управляемой бочки на восходящей вертикали; управляемой полубочки на нисходящей вертикали; управляемой полубочки на восходящей вертикали и 1/2 прямой петли; петли Нестерова.
— Вначале определим расход высоты, место и время выполнения каждой фугуры, — объяснял Игорь, — Начнем с захода. Перед началом выполнения фигуры необходима четкая фиксация горизонта. Небольшие фиксации необходимы также и между фигурами. Они четко обозначают окончание одной и начало другой фигуры. Фиксации горизонта придают ритм и четкость комплексу.
Сделав эти предварительные оговорки, Егоров на цифрах, наглядно показал скорость ввода и вывода, потерю высоты, смещение, время, параметры фиксации каждой фигуры.
Выяснилось, что комплекс фигур укладывается в пределы: по месту — 580 метров, по высоте 440 метров; первую фигуру следует начинать за 100 метров до креста, прямую от третьего до четвертого разворота нужно провести на расстоянии 730 метров до креста, время пилотирования с заходом при скорости 200 километров в час на высоте 630 метров (для безопасности взят запас высоты в 100 метров) составит 69,3 секунды.
Кто-то спросил:
— А как учитывается ветер?
— Я ждал этого вопроса, — улыбнулся Егоров. — Действительно, наши выводы верны для штиля. — И он стал объяснять, как нужно учитывать ветер.
— Предварительно работая над комплексом, мы всегда должны иметь координаты точек начала комплекса для трех случаев — штиля, среднего ветра и сильного ветра.
Зону рассеивания в направлении продольной оси можно уменьшить за счет выполнения фигур или их частей по ветру с меньшей скоростью и большей перегрузкой против ветра — соответственно с большей скоростью и меньшей перегрузкой, не выходя при этом за пределы ограничителей. В направлении поперечной оси зону рассеивания можно уменьшить, борясь со сносом скольжением и курсом. Правда, уменьшение зоны рассеивания в этом случае достигается за счет снижения качества выполнения фигур, но в некоторых случаях при наличии большого количества очков за место оно бывает оправданным.
Предварительный теоретический расчет комплекса при других нужных качествах гарантирует спортсмену успешное выступление на соревнованиях.
Такова школа Игоря Егорова. И он не делает из нее секрета ни для кого.