ТАРАСОВ Юрий Леонидович (1930-2015)


 

Выпускник Куйбышевского авиационного института (1955).

Мастер спорта (самолетный спорт, 1958).

Доктор технических наук, профессор (1984). Действительный член Российской инженерной академии.

Автор 270 научных трудов по проблемам прочности и надежности конструкции летательных аппаратов.

Имеет 12 авторских свидетельств. Автор методики обработки результатов судейства.

 

 


Журнал "Самарские судьбы". Номер, посвященный Юрию Тарасову.


Заслуженный деятель науки и техники (1991). Награжден двумя орденами "Знак Почета" (1976, 1981), орденом Дружбы (1995), медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1999), медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1992), "Ветеран труда" (1992), "50 лет Победы" (1995), "За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И.Ленина" (1970). Лауреат премии Совета Министров СССР.

Судья всесоюзной категории по самолетному спорту (1968), почетный судья всесоюзной категории (1979), судья международной категории (1969).

Директор научно-технического центра "Наука". Заведующий кафедрой прочности летательных аппаратов Самарского государственного аэрокосмического университета.

Почетный президент Федерации самолетного спорта России, бессменный главный судья чемпионатов России по самолетному спорту, профессор Самарского аэрокосмического университета. Истинный интеллигент в авиации, летающий ученый, очень вдумчивый и искренний человек.

Он был исключительно влюблен в небо, начинал учиться летать в аэроклубе ДОСААФ в середине прошлого века на легендарном У-2. Был предан авиации до преклонного возраста, он помнил её золотое время в нашей стране. Возглавлял судейскую коллегию на Родине, многие годы входил в число международных судей чемпионатов мира и Европы. Он разработал одну из первых программ подсчета результатов судейства соревнований по высшему пилотажу. Программа призвана сделать более объективным субъективное судейство, когда все оценки судей обрабатываются по математической системе, которая отбрасывает предвзятые оценки.

Юрий Леонидович дотошно проводил семинары среди судей, при этом переживал за выступления спортсменов, за «привезенные нули». На закрытии соревнований он скрупулезно подводил итоги, просчитывал всю статистику соревнований – кто приехал, откуда, какие медали разыграны. Юрий Леонидович вообще любил во всем порядок, точность и логичность. Переживал в целом за будущее спортивной авиации притом, что на переломе XX и XXI веков отечественной авиации досталось много испытаний.

1999 году в финале чемпионата России по самолетному спорту он был одним из инициаторов дружеского соревнования среди членов судейского корпуса на самую «красивую» петлю Нестерова. Спортсмены отсоревновались, теперь давайте поменяемся ролями и покажем им, как нужно летать, а спортсмены пусть судят. Не задумываясь согласился выполнить эту соревновательную фигуру на очень чутком и строгом спортивном самолете Су-29.

Он много работал, возглавлял кафедру в Самарском аэрокосмическом университете (ранее - Куйбышевском авиационном институте). Вместе со студентами готовил исследовательские спутники для полетов в космос. Много рассказывал о своих научных поездках по обмену опытом в освоении космоса с зарубежными университетами. Огромное впечатление на него произвели поездки в Китай. Он впервые приехал туда в начале 90-х, когда китайские студенты зимой учились в не отапливаемых аудиториях при минусовой температуре. И в таких условиях после окончания лекций возвращались в холодные стены после обеда уже на самоподготовку. Его вообще удивляло усердие китайских товарищей. Многие годы они терпеливо пытались скопировать, выведать секреты автоматической системы спасения космонавтов, разработанной советскими конструкторами.

Он шутил, что за это время они могли бы уже несколько раз свою собственную разработать, но почему-то упорно хотели именно скопировать, повторить существующую. Его сильно поражали изменения, которые затем на протяжении всего десятилетия произошли в Китае. Новейшие аэропорты, научные центры, запуск китайских кораблей в космос… И все это на фоне нынешней российской действительности и сдачи позиций почти во всех научных и технологических сферах.

Он искренне переживал за судьбу авиации и космонавтики в России…

Однажды в Испании на международных соревнованиях по высшему пилотажу российские спортсмены собрались посреди ночи подняться на гору и посмотреть на пролет по небу Международной космической станции. Карабкались долго, станция самой яркой звездой прочертила черное испанское небо. Потом судьи и спортсмены спускались вниз активно обсуждая увиденное, а затем раздался звонок, звонил космонавт Сергей Крикалев, долгое время летавший в составе сборной команды страны по самолетному и планерному пилотажу. Он звонил с орбиты, с МКС, это стало возможно в последние годы. Дали трубку Юрию Леонидовичу: «Сережа, а ты где сейчас пролетаешь?» «Австралия» - ответил Сергей Константинович. «А мы вот только с горы спустились…» - посетовал Юрий Леонидович.

Он был одним из тех, патриархов советской и российской спортивной авиации, на которых она держалась. К сожалению, теперь он остается с нами только в памяти.