III Всемирные воздушные игры.

6 – 14 июня 2009 г., Турин, Италия.
(Впечатления участника соревнований – Михаила Мамистова)

 

 

 

 

 


Формат соревнований

Формат соревнований по высшему пилотажу на поршневых самолетах на Третьих Всемирных Воздушных Играх (ВВИ) принципиально отличался от Первых и Вторых ВВИ. Если в 1997 г. (Турция) и 2001 г. (Испания) это были полноценные открытый Чемпионат Европы с участием сильнейших летчиков мира (1997 г.) и Чемпионат мира (2001 г.), то в 2009 году формат игр был кардинальным образом изменен. Изменения произошли как в составе участников, так и в программе соревнования.

Во-первых, резко уменьшилось количество участников. Если в 1997 г. их было 56, в 2001 г. – 59, то для соревнований в Турине было решено ограничиться 10 спортсменами. Первоначально планировалось участие лучших спортсменов от 8 стран: России, Франции, США, Испании, Великобритании, Швейцарии, Чехии и Италии, при этом от России и США (которые представили на чемпионат мира 2007 года полные женские команды) можно было представить дополнительно по лучшей спортсменке-женщине. Но, по разным причинам, несколько спортсменов отказались от участия в соревновании, и, даже не смотря на попытку привлечь резервных летчиков, количество участников уменьшилось до семи.

Во-вторых, изменилась программа соревнования в сторону усложнения, по сравнению с программой чемпионатов мира и Европы класса Unlimited (самого сложного уровня высшего пилотажа), а именно:

- Коэффициент сложности обязательного комплекса увеличился в 1,5 раза и его результат включается в общий зачет.

- Фристайл включается в общий зачет (в чемпионатах мира и Европы эта программа идет отдельным зачетом).

- Вместо “неизвестного” комплекса, состоящего только из фигур классического пилотажа, летали комплекс, состоящий из трех “фристайловых” фигур (первая - в начале, вторая – в середине и третья – в конце комплекса) и семи “неизвестных” фигур классического пилотажа.

- Ну и, конечно, “гвоздь программы” – произвольный комплекс. Я имею в виду - “гвоздь программы” для летчиков, а не для зрителей, которым обычно самой интересной программой представляется фристайл. Вместо произвольного комплекса из 9 фигур с общим коэффициентом сложности 420, были выполнены намного более сложные комплексы продолжительностью 5 минут, без ограничения коэффициента сложности, то есть, по максимальному пределу возможности совместной системы “самолет + летчик”.


Самолеты


Первоначально, когда решался вопрос о проведении соревнований в Италии, предполагалось, что летчики будут обеспечены самолетами со стороны организаторов. Как я понимаю, это подразумевало или аренду самолета, или оплату затрат на перегонку, или другой способ доставки самолетов к месту соревнований. Но потом оказалось, что обеспечение самолетами целиком и полностью ложится на спортсменов или организации, отправляющие их на соревнования.

В этих условиях и я, и Светлана Капанина оказались в очень сложной ситуации. Самолеты Су-26М3, на которых летает сборная России, было невозможно использовать по многим причинам. Самолеты Су-26 и Су-31 спортсменов-иностранцев, которые первоначально дали согласие на предоставление нам своих самолетов, тоже отпали один за другим. В таких условиях только благодаря “группе поддержки” Светланы Капаниной нам удалось получить через Центральный аэроклуб РОСТО (ДОСААФ) финансирование, необходимое для оплаты аренды самолета Су-31М и доставки его автотранспортом из Москвы в Италию и обратно. В результате мы получили возможность выступать на этих соревнованиях на самолете Су-31М с форсированным двигателем М-9Ф. При сложившихся условиях это был хороший вариант.


Участники

Первоначально состав участников планировался в следующем составе:

 


Участник

Страна

Самолет

1

Gerald COOPER

Англия

CAP 232

2

Renaud ECALLE

Франция

Extra 330SC

3

Михаил МАМИСТОВ

Россия

Су-31М

4

Светлана КАПАНИНА

Россия

Су-31М

5

Pierre MARMY

Швейцария

Су-26

6

Martin SONKA

Чехия

Су-31М

7

Ramon ALONSO

Испания

Су-31

8

Michael RACY

США

Су-26/Су-31

9

Debby RIHN-HARVEY

США


10

Marco BOSONI

Италия

Су-31

До начала соревнований отказались от участия 4 летчика: Pierre MARMY, Ramon ALONSO, Michael RACY, Debby RIHN-HARVEY.

Вместо них право участвовать в соревновании было предложено резервным летчикам, но из них дал согласие участвовать только Tom CASSELLS, (Англия, CAP 232).

Окончательный состав участников выглядел таким образом:

 


Участник

Страна

Самолет

1

Gerald COOPER

Англия

CAP 232

2

Tom CASSELLS

Англия

CAP 232

3

Renaud ECALLE

Франция

Extra 330SC

4

Михаил МАМИСТОВ

Россия

Су-31М

5

Светлана КАПАНИНА

Россия

Су-31М

6

Martin SONKA

Чехия

Су-31М

7

Marco BOSONI

Италия

Су-31М





 

 

 

 

 


 

Подготовка

Налет перед соревнованиями - и мой, и С.Капаниной - в силу объективных причин, был очень маленьким и явно недостаточным, чтобы добиться максимального результата. Что касается нашего основного соперника – француза Рено Экаля, то его подготовка к соревнованиям была очень хорошей.


Соревнования

  • 1. Первая программа – известный обязательный комплекс.


Сложность комплекса была достаточно высокой, коэффициент сложности – в 1,5 раза выше коэффициента сложности обязательных комплексов, которые выполняются на чемпионатах мира и Европы класса Unlimited (соревнований самого высокого уровня сложности).

Результат по этой программе соответствует качеству полетов и первое место Рено Экаля – закономерный результат. Особенно, если учитывать, что все время до полета и у меня, и у С.Капаниной было занято составлением и изменениями произвольного комплекса в попытках добиться максимального коэффициента сложности. Таким образом, подготовка к выполнению обязательной программы была на втором плане.

 

 

 

Результат по обязательному комплексу:

 


Участник

Самолет

Результат обязательной программы

1

Renaud Ecalle

Extra 330SC

3957.60

2

Михаил МАМИСТОВ

Су-31М

3809.23

3

Светлана КАПАНИНА

Су-31М

3722.40

4

Gerald Cooper

CAP232

3504.26

5

Martin Sonka

Су-31М

3145.03

6

Thomas Cassells

CAP232

3057.66

7

Marco Bosoni

Су-31М

2754.84


  • 2. Вторая программа – произвольный комплекс.

Основная особенность произвольной программы на этих соревнованиях – отсутствие лимита на коэффициент сложности всего комплекса. Есть только ограничение на время, в течение которого судятся фигуры (5 минут), и обязательное включение в комплекс фигуры “колокол” и полный вираж с “бочками”.

В этих условиях каждый спортсмен пытался составить комплекс, состоящий из наиболее “дорогих” фигур, но при этом, конечно, необходимо было стараться выполнить их с хорошим качеством на высокую оценку.

Лично я считаю такие правила ошибочными. Во-первых, это приводит к ухудшению качества пилотажа. При выполнении обычного комплекса, где есть одинаковый для всех лимит на общий коэффициент сложности, каждый спортсмен борется за максимальную оценку, т.е. наилучшее качество выполнения фигуры. При соревновании по правилам ВВИ спортсмен вынужден выполнять фигуры максимально дорогие, но с худшим качеством, так как на таких сложнейших фигурах добиться красивого и точного выполнения пилотажа практически невозможно, особенно, когда необходимо предельно сжимать полет по времени.

Во-вторых, под угрозу ставится здоровье спортсмена, так как весь полет происходит на грани возможности человека – причем, я имею в виду возможности натренированного спортсмена - пилотажника, десятки раз за такой полет испытывающего предельные отрицательные и положительные перегрузки. Достижение максимального коэффициента сложности возможно только при использовании большого количества штопорных вращений, в основном, с отрицательной перегрузкой. При этом перерыв между фигурами должен быть минимальным, то есть весь пилотаж получается очень “спрессованным” по времени.

Я в своей пилотажной жизни до этого никогда еще не летал настолько сложных в техническом и физическом плане комплексов.

Чтобы оценить сложность выполняемого пилотажа, привожу для примера свой произвольный комплекс.

Суммарный коэффициент сложности фигур, которые я успел выполнить за 5-минутный интервал, равен 846 (у меня время закончилось в процессе выполнения фигуры № 19), у С.Капаниной – около 830, у Рено Экаля – 842. У остальных участников он был значительно меньше.

Результат полета по этим правилам зависит в большей степени не от способности летчика, а от возможности совместной системы “летчик + самолет”. При этом возможности самолетов CAP 232 и Extra 330SC, применительно к данной программе, превосходят возможности Су-31М, так как они быстрее разгоняются и имеют более эффективное управление на малых и средних скоростях. Но, правила - есть правила, и мы пытались сделать все возможное, что было в наших силах.

Результат по произвольной программе:

 


Участник

Самолет

Результат произвольной программы

1

Renaud Ecalle

Extra 330SC

6233.95

2

Михаил Мамистов

Су-31М

6182.30

3

Gerald Cooper

CAP232

4490.97

4

Thomas Cassells

CAP232

4359.61

5

Martin Sonka

Су-31М

3366.81

6

Marco Bosoni

Су-31М

3258.58

7

Светлана Капанина

Су-31М

---------

При выполнении произвольного комплекса С.Капанина пересекла так называемую “дедлайн” (deadline - линия, которая отделяет зрителей от зоны пилотажа, и за пересечение которой полагается дисквалификация на упражнение). Поэтому ей был поставлен нулевой результат за это упражнение. Но, судя по судейским запискам, в процессе этого полета сначала закончились 5 минут, отведенные на программу, а затем произошло пересечение границы пилотажа. Поэтому С.Капанина подала протест, основанный на том, что нарушение зоны пилотажа произошло после окончания судейства, то есть, фактически, после окончания программы. Но протест был отклонен, так как она после пересечения “дедлайн” продолжала выполнять пилотаж и сделала еще несколько фигур.

Таким образом, у Светланы Капаниной оказался нулевой результат за эту программу и седьмое место вместо третьего, которое, судя по оценкам, она заняла бы без дисквалификации.


  • 3. Третья программа – “фристайл”.

Полеты по этой программе выполнялись с дымами и под музыку. Традиционно этот вид полетов является наиболее зрелищным и интересным для зрителей. Так как эта программа не состоит из фигур классического пилотажа, и оценивается по совершенно иным критериям, ее результат не включается в общий зачет Чемпионатов мира и Европы. Но в данных соревнованиях он был включен в общий зачет, и Рено Экаль, который любит эту программу и имеет возможность, в отличие от нас, тренироваться над ее совершенствованием, занял первое место и упрочил свое лидерство в общем зачете.

Надо отметить, что мы, летая в Сборной России на очень “возрастных” самолетах, вынуждены ограничивать себя в тренировке этой программы, избегая дополнительных нагрузок на самолеты. Поэтому второе и третье место, занятое нами во “фристайле”, можно считать хорошим результатом.


  • 4. Четвертая программа – комбинация “неизвестного” комплекса и “фристайла”.

Обычно полеты по “неизвестной” программе, когда комплекс составляется непосредственно на соревновании и состоит из наиболее “хитрых” фигур, являются определяющими в соревновании. На чемпионатах мира и Европы комплексы состоят только из фигур классического пилотажа. На соревнованиях в Турине программа состояла из комбинации “неизвестных” фигур классического пилотажа и фигур “фристайла”. Как я понимаю, это было сделано, чтобы повысить зрелищность полетов.

В этой программе вновь победил Рено Экаль, и по праву занял первое место в соревновании.

Общий результат соревнования:

 


Участник

Самолет

Страна

Обязательная программа

Произвольная программа

Фристайл

Неизвестная программа + Фристайл

Общий результат

1

Renaud Ecalle

Extra 330SC

Франция

3957.60

6233.95

3509.64

4135.00

17836.18

2

Михаил Мамистов

Су-31М

Россия

3809.23

6182.30

3168.23

3913.56

17073.32

3

Gerald Cooper

CAP 232

Англия

3504.26

4593.45

2816.75

3610.90

14525.36

4

Thomas Cassells

CAP 232

Англия

3057.66

4458.73

2812.22

3508.14

13836.75

5

Martin Sonka

Су-31М

Чехия

3145.03

3366.81

2612.79

2860.16

11984.79

6

Marco Bosoni

Су-31М

Италия

2754.84

3258.58

2856.93

2626.05

11496.39

7

Светлана Капанина

Су-31М

Россия

3722.40


3178.01

3633.43

10533.84

Хочу сказать большое спасибо всем, кто помог подготовке и выступлению российских авиационных спортсменов на Третьих Всемирных Воздушных играх. К сожалению, результат нашего выступления оказался не настолько хорошим, как хотелось бы, но причиной тому стали объективные обстоятельства. Главное из них – отсутствие должной поддержки авиационных видов спорта со стороны государства.

Хочется надеяться, что наше государство, наконец, осознает важную роль авиационных видов спорта как в повышении обороноспособности страны, так и в проблеме воспитания молодежи, и начнет оказывать поддержку спортивной авиации в необходимом объеме.


Михаил Мамистов,

летчик сборной России по высшему пилотажу,

абсолютный чемпион мира, Европы, России.