РУССКИЙ СОКОЛ.


27 февраля 2012 года исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского лётчика Петра Николаевича Нестерова. Впервые он поднялся в воздух в 1907г на аэростате в качестве артиллериста-корректировщика, ведь он к тому времени закончил артиллерийское училище и служил в артиллерийских частях. С этих полётов, по его воспоминаниям, он «был очарован воздухом», и начался его путь в авиацию. В 1911г, в 24 года, с огромным трудом преодолев бюрократические барьеры, он поступил в Гатчинскую воздухоплавательную школу военных пилотов. Помогли здесь такие обстоятельства, что он уже летал на планере собственной конструкции в Нижнем Новгороде, а в 1910г разработал проект нового самолёта и представил его в Главное инженерное управление (ГИУ). При этом он разработал и новую оригинальную конструкцию горизонтального руля, так называемый «ласточкин хвост». Прославился он и длительным перелётом на аэростате в августе1911г из Петербурга в район Архангельска, протяжённостью 800км. Любопытно, что учился Пётр Нестеров одновременно на двух факультетах: воздухоплавания и военных пилотов, успешно их окончил и получил два диплома. Первый самостоятельный полёт он выполнил 12.09.1911г. на французском самолёте «Фарман».

Гениальной догадкой Нестерова стало теперь всем понятное положение о том, что в воздухе везде опора. В то время физика полётов была во многом не исследована, и этот вывод Нестерова для большинства являлся открытием, а для некоторых – фантазией. Вот вам и физика: горизонтально летать на самолёте считали – можно, а вот вверх колёсами, «на спине» - запрещалось.
Нестеров предложил идею фигуры высшего пилотажа «мёртвую петлю». Идея была так же поддержана профессором Н..Е. Жуковским, который предсказал «мёртвую петлю» за 22 года до её появления. Но большинство приняло идею Нестерова «в штыки». В 1912г в рукописном журнале воздухоплавательной школы появились даже стихи:

Ненавидящий банальность,
Полупризнанный герой,
Бьёт он на оригинальность
Своей «мёртвою петлёй»!

Нестеров ответил тоже стихами:

Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
Я вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе – везде опора!

Коль написано «петля»,
То, конечно, это я.
Но ручаюсь вам, друзья,
На «петлю» осмелюсь я!

Через год Пётр Нестеров сдержал обещание.

В период обучения в воздухоплавательной школе Нестеров, единственный из курсантов, впервые в мире выполнил ночной взлёт, полёт и посадку при горящих кострах (16.10.1912г.). Молва о лётных способностях Нестерова скоро вышла за пределы школы.

20 марта 1913г Пётр Нестеров стал военным лётчиком, и за успехи в учёбе был награждён орденом Св.Анны 3-й степени. Затем последовала служба в 7-й воздухоплавательной роте под Киевом.

Здесь Пётр Николаевич впервые на практике доказал, что корректировка артиллерийского огня с самолёта по разработанному им способу является очень эффективным средством поражения целей.

В июне-июле 1913г лётчики русской авиации совершили ряд дальних перелётов.
Конечно, дальних, по масштабам того времени, так как самолёты без заправки могли пройти всего250-300 км, да и ресурс моторов был всего 40-50 часов. Были совершены перелёты: Севастополь – Керчь (250 км), Киев – Чернигов (240 км), групповой полёт 10 «Ньюпоров» по маршруту: Севастополь – Евпатория – Кача (300 вёрст) и другие. Нестеров решил совершить перелёт своим отрядом в строю (втроём) по маршруту: Киев – Нежин – Киев. При этом весь перелёт был заснят на кинопленку. Любопытно, что в Нежине самолёты были заправлены бензином и маслом, приобретёнными в местных городских аптеках. В те времена бензином торговали, в основном, аптеки. Позже, в мае 1914г П..Н.. Нестеров совершает перелёт Киев – Петербург.

В этот же период он детально разрабатывает проект выполнения «мёртвой петли».
Было много неясного о высоте, скорости, траектории полёта, о действиях пилота и прочем. К этому времени в часть Нестерова поступили новые самолёты «Ньюпоры» с завода «Дукс» (г.Москва) с мощным мотором «Гном» в 70 л.с. Это был обычный серийный самолёт, так называемый «военный Ньюпор».

И вот 8 сентября 1913 года в 6 часов 10 минут вечера П..Н.. Нестеров с высоты около 1000 м совершил «мёртвую петлю». Лётчики, наблюдатели на аэродроме очень переживали за пилота, но всё получилось так, как и рассчитывал Нестеров. Был составлен официальный протокол, а вечером в офицерском клубе состоялось торжество в честь героя. На банкете в своей речи Нестеров сказал: «Теперь никто не может отрицать, что в воздухе везде опора. К новым достижениям славной русской авиации!»

Интересно, что военное ведомство отреагировало на полёт героя угрозой посадить его под арест на 30 суток. В прессе поднялся невероятный шум: одни газеты чествовали героя-первооткрывателя, другие, наоборот, ругали. А закончилось всё тем, что Нестерову запретили делать «петли», но на гауптвахту не посадили.

Но несмотря на все запреты отважный Нестеров совершил всё-таки и вторую «мёртвую петлю» 31.03.1914г.

В мае 1914г другой русский лётчик А.А.Васильев повторил «мёртвую петлю» Нестерова в Москве. А вечером того же дня он сделал вторую «мёртвую петлю» с пассажиром-женщиной на борту.
Разрабатывая принципы боевого применения истребителей, капитан Нестеров детально исследовал таран как боевой приём. Перед первой мировой войной истребители вообще не имели вооружения. Только в конце 1916г на самолёте конструкции И.И.Сикорского «Лебедь-12» был установлен первый пулемёт. Война поставила перед лётчиками-истребителями новые задачи: разведка, связь, борьба с дирижаблями и авиацией противника в воздухе. Нестеров разработал основные приёмы ведения воздушного боя: использование скоростных качеств истребителей, манёвр, боевые развороты, «мёртвую петлю», таран и другие.

Особенно увлекла его идея тарана. Лётчики-сослуживцы и друзья отговаривали его от этой идеи, так как парашютов у лётчиков тогда не было и при слабой конструкции аэропланов таран представлялся неосуществимой затеей. Нестеров же доказывал, что таран возможен путём «обрубания винтом хвостового оперения или крыла самолёта противника». И вот разыгралась одна из величайших драм в авиации – первый в истории таран. Нетрудно догадаться, что выполнил его Пётр Нестеров. В районе города Жолкев летал австрийский самолёт «Альбатрос», производя разведку у штаба 3-й армии и корректировку артиллерийского огня. Это очень тревожило командование, которое высказывало свои претензии лётчикам. А что они могли реально сделать? Ведь истребители были без оружия. Но понятие чести у русских авиаторов было превыше всего. 8 сентября 1914 года (ровно через год после первого выполнения «мёртвой петли»!) капитан Нестеров вылетел на перехват «Альбатроса» на быстроходном «Моране». Он поднялся выше противника и сверху, с пикирования, колёсами ударил неприятеля. Оба самолёта упали в 6 км от города Жолкев.

Пётр Николаевич Нестеров и оба австрийских пилота погибли. По свидетельству очевидцев, Нестеров погиб ещё при таране, так как его «Моран», потеряв мотор из-за слабой конструкции, падал в неуправляемом полёте. Так погиб один из величайших русских авиаторов, герой П.Н.Нестеров. Подвиг его вошёл в историю авиации как свидетельство величайшей силы духа, смелости и самоотверженности русского воина.

В такой редакции изложил свои результаты многолетних исследований по истории авиации Заслуженный ветеран ВС СССР И.Р.Красяков.

В следующем году мы будем отмечать историческое событие 100-летие «мёртвой петли», Петли Нестерова, как мы её сейчас называем.

В честь человека, открывшего нам высший пилотаж, в 1961 г Федерация авиационного спорта СССР учредила, а Международная федерация утвердила Кубок имени Петра Нестерова, который вручается команде, занявшей 1-е место на чемпионате мира по высшему пилотажу. Первым обладателем Кубка Нестерова была сборная команда Венгрии в 1962г, но уже на следующем, III-м чемпионате мира, наша сборная завоевала Кубок Нестерова.

Наша сборная команда выигрывала Кубок Нестерова 10 раз, из них три чемпионата мира подряд: в 2001, 2003 и в 2005г.г. В 2011г. сборная команда России по высшему пилотажу вновь вернула Кубок Нестерова на Родину. Так держать!

 

Подготовка к публикации: В.Н.Дрокина