Н. Балакин РИСУНОК В НЕБЕ


ИСПЫТАНИЕ ВОЛИ
_________________________________________________

Весной 1960 года в новенькой шинели с погонами лейтенанта Игорь Егоров вернулся в родной город Куйбышев. У него уже была изрядная летная подготовка, и он решил попробовать свои силы в гражданской авиации. Однако в Куйбышевском территориальном управлении, куда Игорь пришел на другой день после возвращения из Оренбурга, сказали, что в настоящее время летчики им не требуются. В аэроклубе также вакантных должностей инструкторов не было.
Тогда он решил поступить в Куйбышевский авиационный институт, а в свободное от занятий время заниматься самолетным спортом. Он успешно сдал вступительные экзамены в институт, но занятия там начинались лишь с февраля 1961 года, поэтому, чтобы не терять времени зря, Игорь поступил на станкостроительный завод строгальщиком. Работал до самого последнего дня, пока не начались занятия.
Учился Игорь отлично. Однако тоска по полетам не давала покоя. И как бы ни было трудно совмещать учебу в институте с полетами, осенью снова пришел в аэроклуб. Летал уверенно. Не раз участвовал во внутриклубных соревнованиях.
Сам Игорь Егоров считает, что серьезно самолетным спортом он начал заниматься в 1963 году. Весной, как только сошел снег и подсохла земля, он и Сережа Мухамедов, в то время еще студенты авиационного института, начали переучиваться на самолете Зет-326 «Тренер» (чехословацкого производства). Достоинство этой маленькой машины в том, что она позволяет выполнять все основные фигуры высшего пилотажа как прямого, так и обратного. Самолет довольно строг в управлении: на нем установлен двигатель «Вальтер-Минор» небольшой мощности и для того, чтобы выполнять на этой машине пилотажный комплекс даже средней степени трудности, нужно очень экономно расходовать высоту, скорость, чутко прислушиваться к ее поведению, работать на оптимальных углах атаки.
По глубокому убеждению Игоря, одна из причин того, что он успешно и быстро осваивал впоследствии многие другие более совершенные спортивно-пилотажные машины, была та, что в самом начале своего спортивного пути ему пришлось много поработать на этом самолете.
Всякий раз, когда речь идет о первых спортивных наставниках Игоря Егорова, он с благодарностью называет опытного и умелого воспитателя Сергея Ивановича Мотыгова, командира звена Куйбышевского аэроклуба. Именно он помог Игорю освоить такие трудные фигуры, как полубочка на вертикалях, отрицательные штопорные бочки, повороты на горке под углом 60 градусов со спины на спину и многие другие. К концу летнего сезона Игорь налетал в общей сложности 45 часов, был подготовлен по программе мастеров спорта и принял участие, правда, вне конкурса в Десятом чемпионате СССР, проходившем в Куйбышеве.
Подавляющее большинство спортсменов выступало на отечественных пилотажных самолетах Як-18П, и самолету Зет-326 было трудно конкурировать с этой машиной. Но Игорь был доволен хотя бы тем, что впервые участвовал в таких крупных соревнованиях наравне с уже известными в то время спортсменами-пилотажниками.
На соревнованиях Игорь познакомился с опытными педагогами-воспитателями — старшим тренером сборной команды СССР Владимиром Евгеньевичем Шумиловым и тренером ЦАК СССР Борисом Петровичем Порфировым.
— Знаешь, парень, а у тебя неплохо получается, — сказал после выступления Владимир Евгеньевич Егорову, — ты это дело не бросай.
Неожиданная похвала глубоко запала в душу. Где бы он ни выступал потом, в клубе или на зоне, на республиканских или всесоюзных соревнованиях, товарищеских встречах за рубежом или международных чемпионатах, удачно или неудачно, сколько бы он ни слышал лестных похвал, он как самую дорогую всегда вспоминал эту оценку своих первых шагов в большом спорте.
Похвала Шумилова вдохновляла, прибавляла сил. Игорь не пропускал ни одного дня тренировок, которые проводились под руководством опытного тренера Владимира Ивановича Шавейникова. К 1965 году он в
совершенстве освоил Зет-326 и впервые вылетел на Як-18П — самолете, который в то время был мечтой каждого спортсмена-пилотажника.
Об этом периоде Игорь вспоминает, как о самом трудном в своей спортивной биографии. Он усиленно готовился к зональным соревнованиям в Ульяновске, решив во что бы то ни стало выполнить на этих соревнованиях норматив мастера спорта, а в институте приближалась экзаменационная сессия. Как быть?
Игорь составил распорядок дня. Каждая минута на строжайшем учете. Ночевал на аэродроме. Там у него хранились все учебные пособия. С первыми лучами солнца поднимался в небо. С аэродрома — в институт, из института — снова на аэродром.
В эти месяцы он победил трижды — успешно сдал экзамен в институте, стал мастером спорта, бронзовым призером зональной встречи. А немного позже, в том же году, подтвердил норматив мастера на первенстве Российской Федерации по самолетному спорту в Новосибирске и вошел в десятку лучших на всесоюзных соревнованиях, которые проходили на Тушинском аэродроме в Москве. Впереди оказались лишь Вадим Овсянкин, Владимир Мартемьянов, Владимир Пискунов, Витольд Почернин и Алексей Пименов. В результате Игоря Егорова пригласили запасным в сборную команду страны по высшему пилотажу на скромную роль ученика.